Цвет сайта
Размер шрифта
Обычная версия сайта

Погода в регионе


Главная » Информация о поселении » Достопримечательности » Краткая история монастыря Савватьева пустынь
Краткая история монастыря Савватьева пустынь

Краткая история монастыря. http://savatievo.ru/

     

     Тверской монастырь Савватьева пустынь берет свое начало с небольшой пещерки, в которой поселился около 1390 года монах Савватий. Он пришел в Тверь из святого града Иерусалима и принес с собой небольшой деревянный крест, в котором была частица животворящего древа Креста Господня.
     В Тверь Савватий мог попасть в свите свт. Киприана митрополита Киевского и всея Руси (1390-1406). В 1390 г. митрополит Киприан приехал в Тверь по приглашению великого князя тверского Михаила Александровича (1368-1399). Здесь он поставил на тверскую епископскую кафедру своего архидиакона Арсения, будущего свт. Арсения Тверского чудотворца (1390-1409). Вместе с Арсением остались в Твери и другие сподвижники свт. Киприана, в их числе мог быть и преп. Савватий. Вероятно, именно в свите митрополита находились палестинские иноки, принесшие в Москву в 1390 г. икону Богомате
ри "Неопалимая Купина".
     Интересным в этой связи представляется то, что митрополит Киприан Цамблак был тесно связан с движением исихастов, которое в XIV веке стало основным духовным стержнем православия. Главными фигурами исихазма были преп. Григорий Синаит и свт. Григорий Палама. Ряд константинопольских патриархов были их учениками и сподвижниками. Митрополит Киприан начинал свой монашеский подвиг в середине XIV века на Афоне - одном из основных центров исихазма. Исихастские монастыри во множестве распространились к этому времени на Балканах: в Болгарии и Сербии, и отсюда учение исихастов перешло на Русь. Киприан был учеником преп. Феодосия Тырновского, который в свою очередь был одним из ближайших учеников самого Григория Синаита. Неудивительно поэтому, что с Киприаном в 1390 году могли прийти некие палестинские иноки. Принесение ими в Москву синайского образа Божией Матери "Неопалимая Купина" было своего рода знамением вовлечения Руси в ареал исихастского возрождения, охватившего к тому времени православный Восток.  В последнее десятилетие XIV века в северных пределах Руси в великом множестве основываются монастыри-пустыни, жившие по "скитскому" уставу. Такой монастырь-скит (или "лавра"), относящийся по устройству к т.н. келлиотскому типу монастырей, вполне характерен для русского монашества XV века. В это время, совершенно точно названное "золотым веком русской святости", у нас просияло наибольшее число преподобных.
     В 90-х гг. XIV века слава о святом отшельнике из Палестины, живущем в "пустыни" близ Твери, разлетелась по местным монастырям. К уединенной лесной пещере старца Савватия приходили за духовным советом, благословением и молитвенной помощью многие известные тверские подвижники: прпп. Савва Вишерский чудотворец (+1460), Савва Тверской чудотворец (+1461) и Варсонофий Тверской чудотворец (+1467), основатели и игумены Саввина монастыря; прп. Нектарий Тверской чудотворец (+XV в.), основатель Нектарьевой пустыни; прп. Ксенофонт Тутанский чудотворец (+ XV в.), ученик прп. Сергия Радонежского и основатель Тутанского монастыря на р. Тьме и другие. По преданию, старец Савватий предвидя приближение посетителей выходил им навстречу из своей лесной пустыньки и беседовал с ними, а затем провожал их по направлению к Твери на расстояние шести верст. Впоследствии на месте, где Савватий встречал своих собеседников и где он прощался с ними, были воздвигнуты памятные часовни. Интерес к нему тверских подвижников его современников объясняется тем, что Савватий непосредственно нес живую традицию "умного делания" с Востока.
     Вообще 1390-е гг. - время начала интенсивного исихастского влияния на Руси. Именно в эти годы возрождается Валаам, основывается Кирило-Белозерский монастырь, появляются скиты в пределах Великого Новгорода и даже на Кольском полуострове. Замечательно, что первый монастырский храм Савватий посвящает именно "Неопалимой Купине" Богородицы. Это был первый храм с таким посвящением в России! Связь преп. Савватия с Синаем, можно рассматривать не только как символ исихастской направленности его монастыря. Не исключено, что сам Савватий какое-то время жил в синайском монастыре св. Екатерины, либо в одном из палестинских монастырей-пустыней. В XIV веке здесь известны целые колонии монахов славян, также как на Афоне и в Константинополе.
     Связи монахов-исихастов были на редкость прочными, а область их влияния распространялась на весь православный Восток. Духовная связь Руси с Востоком была вполне реальна. Она проходила, как по неким цепочкам, через исихастские монастыри, одним из которых был и Савватьев монастырь под Тверью. Проводниками в этой системе были монахи-пилигримы. По открывшимся каналам на Русь шла святоотеческая переводная литература. Это были произведения в основном аскетические. Самые востребованные авторы: Иоанн Лествичник, Исаак Сирин, Симеон Новый Богослов, Григорий Синаит, Григорий Палама и др. Ученые говорят о "втором южно-славянском влиянии" в древнерусской литературе в это время.
     Исихастские монастыри были, как правило, центрами просвещения и книжности. Монахи-исихасты активно переводили и переписывали книги. Именно таким крупным книжным центром в Твери стал еще при жизни преп. Савватия его монастырь. Учитывая вообще активные контакты тверских книжников данного периода с Константинополем и Афоном, можно предполагать связь Савватьева монастыря южнославянскими и ближневосточными духовными центрами, в том числе и с Синаем.
     Основные вехи становления монастыря мы можем видеть на иконе "Житие преподобного Савватия" (XVI в.) Первоначально Савватий жил в уединении посреди леса на левом берегу реки Орши. Он молился перед Крестом, принесенным им из Иерусалима. Следующая сцена - явление преп. Савватию на небе Креста Господня. Сцена эта уже на другом берегу реки посерди монастыря. Надпись гласит:"Явися преподобному Саватею Крест на воздусе от сего паде на колена и моляшеся ему". Крест этот изображен вписанным в центре круга красно-коричневого цвета. Этот круг должен символизировать яркий свет при явлении Креста прп. Савватию. Созерцание Божественного Света есть необходимый атрибут исихазма. Подвижник, достигший совершенства начинает видеть Бога, как нетварный Свет. Созерцание этого Божественного Света, по прп. Григорию Синаиту, есть явный признак того, что монах во внутреннем своем делании преодолел греховные страсти и вошел в меру совершенства. Только после этого он может собирать учеников, т.е. быть "старцем", давать наставления и вести других по пути духовного совершенствования.
     Следующая сцена Жития - моление Савватия с учениками в небольшой часовне. Согласно скитскому уставу, монахи живущие вдали от монастыря обязательно должны были иметь такую часовню, либо моленную келью, где они собирались для совместной молитвы. Здесь совершались рядовые богослужения из суточного круга, проходили духовные беседы и исповедь старцу. Остальное время монахи проводили в своих кельях, занимаясь умной молитвой и рукоделием, некоторые из братии могли выполнять и определенные старцем-игуменом послушания в скиту.
     В скит попасть монаху было довольно трудно. Принимали далеко не всех и только после испытания определенного старцем. Вообще все делалось исключительно по его благословению и рассуждению. Численность братии при таком строгом отборе никогда не была велика. На иконе в часовне изображены, кроме Савватия, еще шесть иноков. Надо полагать примерно столько или чуть больше братии как раз и было в Савватьевом скиту в первоначальный период становления монастыря.
     У каждого брата должна была быть своя отдельная келья в лесу, причем расстояние от кельи до кельи было весьма значительным. Ходить братиям по кельям друг другу было строго запрещено. Они собирались лишь в определенное время на службу в часовню. Вообще в скиту хранили "безмолвие" (по греч. "исихия").
     Келью новому брату скитники ставили сами. Здесь принимал участие и старец - это уже следующая сцена Жития. Однако сам Савватий продолжал жить в своей пещере. Здесь он жил и после основания уже более крупного монастыря-лавры. Интересно, что именно так, вне монастыря в отдельной пещере "в отходе" всегда жил и преп. Григорий Синаит, основавший несколько монастырей-лавр в пределах Болгарии. Житие игумена вне своего монастыря - весьма редкое явление на Руси - должно указывать на связь Савватия с традиционной для ближнего востока монастырской практикой. В своей пещере преп. Савватий прожил в общей сложности около 40 лет. После него здесь жили его ученики - старцы Саватьевой пустыни, принявшие от своего духовного отца эстафету духовного руководства братией монастыря.
     Трудно сказать когда скит преп. Савватия превратился в лавру, но точно что еще при жизни святого старца. Возникновение лавры было следствием умножения числа братии. Это, неизбежно, должно было привести к снижению аскетических норм. Известно, что сам Савватий был очень строгим аскетом: питался лишь хлебом с водой и солью, носил тяжелые железные вериги с камнем, который он клал под голову во время сна, все время ходил босым и жил в пещере без какого либо отопления. Вряд ли кто-либо из его учеников мог вполне понести такие же подвиги. Да и скитское житие, при умножении числа братии, не для всех было удобоносимым бременем. Поэтому жизнь иноков в обители становилась двоякой. Наиболее строгие подвижники продолжали жить в лесу в отдельных келлиях, а большинство братии обосновались в келлиях окружавших монастырский храм "Неопалимой Купины".
     Келлии эти вплотную примыкали друг к другу и представляли собой своеобразную "ограду" обители. Так монастырь изображен на иконе, и точно такой план Савватьев монастырь сохранял вплоть до конца XVII века, когда обитель фактически прекратила свое существование. Сегодня такого плана монастыри чаще всего встречаются на Афоне.
     Обычно в монастырях-лаврах руководствовались келлиотским уставом. У нас это был, как отмечено выше, "скитской" устав, которым должны были руководствоваться в обители преп. Савватия пока она представляла из себя скит. После возникновения лавры этот устав мог остаться действующим для лавриотов, а мог быть заменен иерусалимским уставом. Последнее более вероятно. В правление свт. Киприана (1390-1406) в Русской митрополии как раз проходила смена богослужебного устава со студийского на иерусалимский. Сам Киприан много содействовал этому. Савватий пришел из Иерусалима. Его связь с Киприаном более чем вероятна. Не для этой ли работы, т.е. введения иерусалимского устава на Руси, свт. Киприан привез с собой в Москву "палестинских иноков"? В этом случае в том, что Савватий был одним их них можно не сомневаться. Как показано на иконе Савватий в лавре не жил. Он продолжал жить в своей пещере в лесу. Также в лесу вокруг монастыря продолжали жить многие другие, в отходе по более строгому уставу, храня безмолвие. Такая жизнь монахов-отшельников или скитников вокруг Савватьева монастыря продолжалась очень долго вплоть до сер. XVI века. Строгостью своих подвижников особенно славился Савватьев монастырь. Этим он привлекал внимание выдающихся людей своего времени. Известно, что сюда неоднократно приходил преп. Иосиф Волоцкий. В пещере преп. Савватия в конце XV века жил преп. Корнилий Комельский. В 2000 году здесь было обнаружено несколько надгробий XVI века. Одно из них 1554 года - над могилой "старца инока Геронтея Валамовскаго" свидетельствует о связях Савватьева монастыря с Валаамским монастырем.
     Последние сцены Жития преп. Савватия - это его преставление и погребение. Датой преставления преп. Савватия тверские краеведы В. Преображенский, протоиерей В.Ф. Владиславлев и А.А. Митропольский в XIX веке исследовавшие этот вопрос считали 24 апреля (ст.ст.) 1434 года. Хотя не совсем ясно откуда взят 1434 год. Маловероятно, что преп. Савватий пережил своих современников почти на 30 лет. Скорее всего, можно говорить о начале XV века (может быть 20-е годы).
     Погребение, согласно иконе, было рядом или внутри церкви "Неопалимой Купины". До разрушения савватьевских храмов в Знаменской церкви, построенной на месте старой Неопалимовской, была гробница с изображением преп. Савватия Тверского. Мощи его до сих пор находились под спудом.  В конце августа этого года в Савватьеве произошло событие, которое может изменить всю дальнейшую историю этого святого места.
      В ходе строительных работ в алтаре Знаменской церкви был обнаружен белокаменный саркофаг XV века. Саркофаг находился на глубине 2 метров от уровня пола. По предварительной оценке археологов этот саркофаг можно датировать началом XV века.
     Очень велика вероятность, что в нем находятся мощи основателя монастыря Савватьева пустынь, преподобного Савватия Тверского, т.к. в начале XV века именно он был игуменом в им же основанном монастыре.
     В связи с новой находкой мы можем узнать точную дату преставления Савватия. Скорее всего это 20-е гг. XV века. Если это так, то столь богатое захоронение может указывать нам как на социальный и церковный статус самого Савватия, так и на возможное участие митрополита свт. Фотия в его погребении.
     Для проведения раскопок и научной экспертизы необходимы средства - от 1,5 до 3 млн. рублей.

20.09.09г. Настоятель Знаменской церкви
дер. Савватьево,
протоиерей Андрей Егоров.